ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТС РУССКИМ НАРОДНЫМ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВОМ

 

 «Найди пару»

Цель: закрепить представление об основных элементах какой либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями придуманными мастерами

промысла.

 

 «Определи узор»

Цель: определять характер городецкой, хохломской, жостовской росписи; закреплять знание элементов,

входящих в состав узора

 

Дидактическая игра       «Кони расписные»

Цель: выявить знания основных мотивов русских народных росписей ( «Гжель», «Городец», «Филимоново»,  «Дымка») , умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.

Содержание: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

 

 

Д/и«Назови правильно»

Цель: Закрепить  знания  детей  о  народных  художественных  промыслах,  их признаках.  Умение  найти  нужный  промысел  среди  других,  обосновать  свой  выбор, составлять описательный рассказ.

Материал и оборудование. Планшет с изображением народных промыслов России.

Ход  игры.

Дети  поочередно  задают  друг  другу  задание  и  отгадывают,  какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

 

Д/и «Составь хохломской узор»

Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять  название  элементов  росписи  («осочки»,  «травинки»,  «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Материал  и  оборудование:Трафареты  посуды  хохломских  изделий  из  бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Ход игры.

Детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете на трафарете посуды методом аппликации.

 

Д/и «Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для  него,  развивать  воображение,  умение  использовать  полученные  знания  для составления композиции.

Материал  и  оборудование. Трафареты  городецких  изделий  из  бумаги  желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты)

Ход игры.

Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

 

Настольная игра «Декоративное домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве –игрушке; умение  находить  нужную  игрушку  и  обосновать  свой  выбор.  Закрепить  знание  об изготовлении  народной  игрушки  и  особенности  каждой.  Воспитывать  любовь  к прекрасному.

Материал и оборудование: Карточки поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом.

Ход игры.

Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: филимоновская игрушка к филимоновской игрушке, каргопольская игрушка к каргопольской и т.д..

 

Д/и «Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

Материал и оборудование. Элементы гжельской розы.

Ход  игры.

Дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил гжельскую розу.

 

Игра «Разложи и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.

Ход игры:

На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

 

Игра «Матрѐшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.

Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

 

.

«Составь узор»

Цель: Учить составлять декоративные композиции –располагать элементы, подбирая их по цвету, -

на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии,

наблюдательно

 

 

Д/и «Узнай элементы узора»

Дидактические  задачи :уточнить  и  закрепить  представление  об  основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди   которых   варианты   росписи,   отличающиеся   цветом,   деталями.                                                                                                         

Игровые  правила:  определить,  какие  из  предложенных  карточек  с  изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход  игры:  получив  большую  карту  и  нескольких  маленьких,  внимательно рассмотрев  их,  играющие  выбирают  те  элементы,  которые  встречаются  в  узоре,  и выкладывают  их  в  пустые  окошки.  Ведущий  следит  за  правильностью  выполнения задания.

 

Д/и «Составь узор»

Дидактические задачи:  учить составлять декоративные композиции–располагать элементы, подбирая их по цвету, -на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла,  развивать  чувство  симметр

ии,  ритма,  наблюдательность,  творчество.                                                                                    

Материал:  плоскостные  изображения  различных  предметов;  элементы  росписи, вырезанные   по   кон

туру;   образцы   украшенных   узором   силуэтов.                                      

Игровые  правила: составить  на  выбранном  силуэте  из  отдельных  элементов  узор  в соответствии   с   правилами   и   традициями   данной   росписи.

Ход игры:

в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

 

Д/и «Разрезные картинки»

Дидактические  задачи: закрепить  знания  о  выразительных  средствах, применяемых  в  разных  промыслах,  упражнять  в  составлении  целой  картинки  из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.                                                                                                        

Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых          разрезано   на   части.                            

Игровые  правила: быстро  составить  из  отдельных  частей  изделие  в  соответствии  с образцом.

Ход игры:

в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают  из  частей  изображение  какого-либо  изделия.  Выигрывает  тот,  кто  первым справится с заданием.

 

Д/и «Художественные часы»

Дидактические  задачи: закрепить  знания  детей  о  народных  художественных промыслах, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор.

Материал:  планшет  в  виде  часов  (вместо  цифр  наклеены  картинки  с  изображением разных       промыслов).       Кубики    и  фишки.

Игровые правила:  играющий бросает  кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой   нужное количество  (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ –фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

 

Д/и «Укрась поднос»

Дидактические задачи: закреплять знания о жостовской росписи –ее колорите, составными элементами;  учить располагать узор;  развивать чувство ритма, композиции; формировать   эстетическое   отношение   к   народному   творчеству.                                                                                                                         

Материал: трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, различные цветы, литья       по       размеру,       форме,       цвету.                                                                                             

Игровое     правило:     брать     по     одному     элементу.                   

Игровое действие: выбрав поднос определенной формы расположить узор.

 

Д/и«Из какой росписи птица»

Дидактические задачи: закрепление знаний о декоративно-прикладном творчестве русского народа.

Материал: изображения птиц городецкого, хохломского, дымковского, гжельского промыслов.

Игровое действие: назвать вид прикладного творчества, найти птиц неизвестных   видов росписи и не относящихся к декоративно-прикладному творчеству.

 

Д/и «Помоги Незнайке»

Дидактические задачи: закрепление знаний о декоративно-прикладном творчестве русского народа.

Материал: изображения различных видов декоративно-прикладного творчества.

Игровое  действие:  определить  к  какому  виду  народного  промысла  относится изображение, доказать, называя особенности той или иной  росписи.

 

Д/и «Обведи элемент»

Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.

Ход игры:

педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.

 

Д/и «Обведи и раскрась»

Цель :продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства;  учить  расписывать  силуэт;  развивать  мелкую  моторику  пальцев  рук ,эстетический вкус.

Материал: бумажные силуэты, краски, кисти.

Ход игры:

предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.

 

Д/и «Найди пару»

Цель: учить  детей  ориентироваться  в  различных  видах  росписи,  развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому.

Ход  игры:

педагог  предлагает  подобрать  для  каждого  блюдца  чашку  (или наоборот) и назвать вид росписи.

 

Д/и «Собери целое»

Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.

Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей.

Ход  игры:

педагог  предлагает  детям  собрать  изделия  (вариант:  кто  быстрее), назвать вид росписи.

 

Д/и «Дорисуй рисунок»

Цель: учить  детей  рисовать  элементы  росписи,  совершенствовать  технику исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.

Ход  игры:

Педагог  предлагает  продолжить рисунок,  соблюдать  порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.

 

Д/и «Поможем художнику»

Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.

Материал :силуэты посуды, краски, кисти.

Ход игры:

Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.

Варианты:

1.Дети  придумывают,  как  это  лучше  сделать,  глядя  на  образцы  элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают.

2.То же самое, но без образцов.

3.Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.

4.То же самое, но без образцов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий